Бесплатная консультация — расскажем о платформе, ответим на вопросы и рассчитаем стоимость
Узнайте об особенностях поправок в закон об онлайн-рекламе, которые были опубликованы 1 сентября. Поясняем, кто должен передавать данные о рекламе, как будет устроена система передачи рекламных данных и какую информацию нужно передавать.
С 1 сентября онлайн-реклама, которая распространяется на территории России, должна быть размечена особым образом. Рассказываем, какие виды рекламы нужно маркировать и как это будет происходить на практике.
Поправки в закон «О рекламе» обязывают маркировать все основные виды онлайн-рекламы и передавать информацию о них в Единый реестр (ЕРИР), который разработает Роскомнадзор. Под закон попадают:
Пока не нужно маркировать:
Маркировка рекламы — это присвоение каждому креативу уникальных идентификаторов, в которых будет указан рекламодатель или его сайт. Токен вшивается в ссылку и позволяет отслеживать всю информацию по любому рекламу материалу вплоть до статистики и трат. Также стала обязательной пометка «Реклама» — в том числе, для нативных интеграций.
Крупные площадки — Яндекс Директ, myTarget и ВКонтакте, будут выполнять разметку автоматически и помогать бизнесу передавать все необходимые документы в ЕРИР. Для этого пользователям достаточно подписать соглашение о передаче данных и вовремя заполнить их в системе.
А вот блогерам и рекламным подрядчикам на других площадках придётся регистрировать креативы самостоятельно или делегировать это посредникам. Как технически будет устроен этот процесс пока непонятно — первым делом Роскомнадзор взялся за массовые форматы, а остальные будет прорабатывать позже.
По закону, ответственность за передачу данных несут все, кто создаёт, размещает и предоставляет площадку для рекламы.
Рекламодатели — юридические и физические лица, ИП. Они могут передавать данные о рекламе самостоятельно или делегировать это тем, кому платят за ее размещение.
Рекламораспространители — компании, ИП и физические лица, которые распространяют рекламу в интернете. К ним относятся рекламные агентства и фрилансеры, аудиовизуальные сервисы, новостные агрегаторы, мессенджеры, медиа и другие издатели.
Операторы рекламных систем — площадки, с помощью которых реклама размещается и крутится: Яндекс Директ, VK Реклама и другие. Они будут предоставлять информацию, где показывали рекламу, сколько раз и на какую сумму.
Оператор рекламных данных, или ОРД. Они будут упрощать работу рекламным специалистам и бизнесу, автоматизируя процесс передачи данных. Заявки на статус ОРД подали Яндекс, МТС, Билайн, VK, Ozon.
В маркировке не участвуют сервисы аналитики: Яндекс Метрика и Google Analytics, инструменты отчётности и сервисы управления рекламой, к примеру, K50 и Adfox.
Контакты рекламодателя с ОРД и Роскомнадзором будут проходить в личном кабинете ЕРИР. Доступ к нему можно получить через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) через Госуслуги.
Токен креативу присваивает ОРД. К примеру, Директ автоматически внедрит идентификаторы для всех креативов, а в личном кабинете системы можно будет загружать отчёты в Единый реестр.
Срок передачи данных от рекламодателя к ОРД пока не определён. Известно, что оператор рекламных данных должен передать данные в Роскомнадзор в течение 1 месяца с момента распространения рекламы в интернете.
В зависимости от цепочки участников, процесс подготовки данных будет отличаться. Подробные кейсы для рекламодателей на примере работы с Директом разобрала команда Яндекса.
В конце августа Роскомнадзор ответил на частые вопросы об учете рекламы и прокомментировал, кому нужно передавать данные, если в процессе задействованы несколько подрядчиков. Полный материал можно скачать по ссылке.
До 1 сентября нужно передать данные по запущенным креативам. Далее учет будет делиться на два этапа.
До запуска рекламы нужно передать данные:
После формирования актов и до 30-го числа следующего за отчётным месяца — передать отчет, который включает информацию:
Рекламодатели смогут поручить передачу данных одному оператору, чтобы не делать отчёты по каждому этапу цепочки. То есть передавать данные в ЕРИР можно через рекламную систему или компанию-посредника со статусом ОРД.
До 1 сентября. Потенциальные ОРД протестируют новую систему и свои разработки.
С 1 по 30 сентября. ОРД начнут принимать данные от участников рынка, присваивать идентификаторы креативам. Рекламодателям откроется доступ к зарегистрированным договорам и креативам в личных кабинетах ЕРИР.
С 1 по 31 октября. Роскомнадзор утвердит список ОРД. Информацию об актах начнут вносить в личные кабинеты ОРД.
Когда закончится переходный период, рекламодатели получат доступ к данным по зарегистрированным актам. ФНС станет доступна информация ЕРИР по актам, а ФАС — по креативам и показам.
Специальной ответственности за нарушения правил маркировки рекламы пока нет — её планируют огласить после 1 ноября, когда основные процессы будут отлажены. Тогда же должны проясниться все технические требования к маркировке и учёту, на которые будет ориентироваться рынок.
Роскомнадзор пообещал не штрафовать за нарушения минимум до марта 2023 года. Но это не значит, что можно безнаказанно не выполнять требования поправок. Закон «О рекламе» по прежнему действует и предусматривает ответственность за любое нарушение:
Роскомнадзор и ФНС будут следить за данными, которые поступают в ЕРИР, поэтому откладывать переход на новую систему учета рекламы довольно рискованно.
Первым делом агентствам и рекламодателям нужно пересмотреть договора и закрепить между собой обязанности по передаче данных ОРД.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы узнать больше про изменения рекламного рынка в России, не пропустить новые кейсы ведущих диджитал-агентств и обновления инструментов К50.
Портфель — инструмент на базе Оптимизатора, в алгоритм работы которого заложены лучшие практики К50 по управлению ставками за десять лет:
○ Запускается за три шага. Работает, даже когда в кампаниях мало статистики.
○ Отчёт план/факт. Показывает выполнение плана по KPI или бюджету в динамике.