Бесплатная консультация — расскажем о платформе, ответим на вопросы и рассчитаем стоимость

ROI (ROMI) — показатель эффективности рекламы

Изучаем показатели эффективности рекламы с ROI. В статье раскрыты особенности системы, формулы, способы расчета. Подробный гайд с инструкцией.

ROI — это коэффициент окупаемости, с которым работают инвесторы и маркетологи. В этой статье мы предлагаем детально рассмотреть показатели ROI и ROMI, чтобы понять, чем они отличаются и как помогают оценить прибыльность вложений, в том числе маркетинговых.

Для чего нужен ROI

ROI — финансовый показатель, который используется для оценки эффективности инвестирования в бизнес или финансовые активы. В процессе расчета оценщик учитывает расходы на зарплату сотрудников, аренду офиса, используемое программное обеспечение, налоги и все остальное. Только с учетом всех факторов, влияющих на эффективность бизнеса, можно объективно оценить рентабельность.

Примерно аналогичный способ используется и для оценки вложений в продвижение компании/товара/услуги. В этом случае показатель называется ROMI — он позволяет оценить эффективность маркетинговых вложений. Он дает возможность определить уровень рентабельности специальных акций, предложений и распродаж, рекламных кампаний в Google Ads или Яндекс.Директе, раздачи листовок и других маркетинговых активностей.

На основе полученных результатов в ходе оценки руководство компании получает возможность принимать объективные решения, выбирать наиболее актуальную стратегию продвижения и не тратить деньги на инструменты, которые не приносят необходимого результата.

Отличия ROI от ROMI и ROAS

Говоря о разнице в показателях ROI и ROMI, необходимо также отметить используемый в маркетинге ROAS:

  • ROI — рентабельность инвестиций в бизнес;
  • ROMI — окупаемость маркетинговых инвестиций;
  • ROAS — рентабельность конкретной рекламной кампании.

Чтобы оценить эффективность РК, иногда приходится рассчитывать сразу два показателя. К примеру, если для продвижения продукта запускается только кампания в Гугл, то ROMI и ROAS дадут примерно одинаковый результат. Если же параллельно с Гугл используется РСЯ, тогда необходимо провести один общий расчет для определения ROMI и по одному расчету для оценки ROAS по каждой кампании.

Нормальный показатель ROI

Хорошим показатель ROI считается в случае, если он составляет более 10%. Если он ниже, то инвестиции не всегда могут считаться оправданными и рентабельными. Однако это только в случае инвестиций в бизнес.

В случае с фондовыми и валютными рынками показатель ROI может считаться приемлемым, даже если он будет иметь отрицательное значение. Кроме того, многие инвесторы рекомендуют вкладывать средства именно в недооцененные активы, так как с них можно получить больше всего дивидендов.

Если же говорить о маркетинге, то часто хорошей считается окупаемость инвестиций, если она выше уровня 100%. Это связано с необходимостью полного возврата потраченных средств на рекламную кампанию.

Разницу между целями расчета ROI обязательно необходимо учитывать не только при самостоятельных расчетах, но и при использовании онлайн-калькулятора, которые широко представлены в сети. В большинстве случаев на сайтах доступны автоматизированные средства расчета маркетинговых инвестиций, однако некоторые позволяют также работать с рентабельностью бизнеса и финансовых активов.

Формула

Чтобы не путать показатели ROI, ROMI и ROAS, рассмотрим формулы для расчета каждого из них.

Как уже говорилось, ROI — коэффициент окупаемости, который рассчитывается по следующей формуле:

(X-Y)÷Y×100%

Здесь:

  • X — доход;
  • Y — затраты.

ROMI — показатель рентабельности маркетинговых инвестиций. Он рассчитывается по той же формуле:

(X-Y)÷Y×100%

Но X здесь — прибыль, а Y — маркетинговый бюджет.

ROAS — коэффициент окупаемости затрат на рекламу. Он предполагает оценку с учетом маркетинговых затрат на одну рекламную кампанию и рассчитывается по формуле:

X÷Y

Здесь:

  • X — доход от рекламной кампании;
  • Y — стоимость РК.

В рекламных системах есть возможность задать нужные формулы, по которым эти показатели будут рассчитываться автоматически .

Как рассчитать ROI

Чтобы разобраться в особенностях расчета показателя ROI, рассмотрим конкретный пример. Предположим, что для продвижения интернет-магазина запускается две рекламные кампании — в Яндекс.Директе и Google. Для оценки эффективности необходимо знать, сколько клиентов привела каждая РК и сколько денег они принесли предприятию.

Допустим, на Яндекс.Директ было потрачено 4 000 рублей, а пришедшие с нее клиенты принесли компании 12 000 рублей. В этом случае расчет выглядит следующим образом:

Эффективность составляет 200%, что является хорошим показателем для маркетингового продвижения.

Если на «Гугл» было потрачено 3 000 рублей и он принес доход в 10 000, то расчет будет выглядеть так:

Показатель = 233%, что даже немного больше, чем у Яндекса, поэтому рекламная кампания считается более эффективной.

Аналогичным образом можно посчитать эффективность с применением любых других маркетинговых инструментов. Достаточно знать точную информацию о полученных доходах и вложенных средствах.

Вручную или автоматически?


Расчет показателя ROI можно выполнять как вручную — на бумаге или в таблицах Excel, так и через специальные сервисы, широко представленные в интернете.

Например, расчет можно легко провести через сервисы:

  • Checkroi;
  • Ciox;
  • CoMagic;
  • Advego.

Все они имеют примерно одинаковый функционал и позволяют быстро провести расчеты онлайн.

Пример функционала онлайн-калькулятора для расчета ROI
Пример функционала онлайн-калькулятора для расчета ROI

Какие выводы можно сделать на основании ROI

Показатель ROI имеет высокое значение, так как он дает четкое представление об уровне прибыли, которую можно получить посредством инвестиций или вклада в рекламу.

Хороший показатель свидетельствует о том, что используемые каналы продвижения или бизнес являются успешными. Кроме того, он позволяет:

  • корректировать проводимые рекламные кампании и отключать неэффективные;
  • повышать/уменьшать рекламный бюджет в соответствии с эффективностью;
  • анализировать каналы повышения эффективности бизнеса;
  • экспериментировать, тестировать новые идеи и запускать более рентабельные РК.

Может ли ROI не работать?

Оценка показателя ROI хоть и является эффективным средством, однако подходит не всем и не всегда. Существуют ситуации, в которых расчет не имеет смысла.

Калькулятор расчета ROI для рекламной кампании
Калькулятор расчета ROI для рекламной кампании

Когда от ROI можно отказаться:

  • если компания занимается продажей товаров/услуг, где клиент принимает решение о покупке в течение длительного времени — например, он может совершить покупку через неделю/месяц после того, как увидит рекламу;
  • если компания заключает сделки с большой разницей в сумме.

То есть в целом для средней компании показатель ROI может быть очень полезным инструментом, возможность использования которого обязательно нужно рассмотреть.

Примеры показателя эффективности рекламы

Рассмотрим пример расчета ROMI — окупаемости маркетинговых инвестиций.

Человек занимается продажей мягких игрушек ручной работы и для увеличения прибыли запускает рекламную кампанию в Яндекс.Директ с бюджетом 5 000 рублей.

Реклама привела новых клиентов, которые сделали заказ на общую сумму 8 500 рублей. Тогда для расчета эффективности рекламной кампании воспользуемся формулой ROMI:

(8 500 – 5 000)÷5 000×100% = 70%

Вполне неплохой показатель, свидетельствующий о том, что деньги на рекламу потрачены не зря. Кроме того, кампания охватила намного больше людей, чем совершено заказов, о продавце узнали потенциальные покупатели, которые могут совершить покупку позднее.

Оглавление

Выполнять KPI в рекламе просто

Портфель — инструмент на базе Оптимизатора, в алгоритм работы которого заложены лучшие практики К50 по управлению ставками за десять лет:

○ Запускается за три шага. Работает, даже когда в кампаниях мало статистики.

○ Отчёт план/факт. Показывает выполнение плана по KPI или бюджету в динамике.

Подробнее

Что ещё почитать